
Где учиться 3D-моделированию: курсы и каналы
Если вы однажды сидели за компом, листали Pinterest и подумали: «А ведь я тоже так могу! Ну, если научусь», — значит, вы уже в шаге от увлекательного, местами головокружительного и слегка зависимого мира 3D. Моделирование — это не просто крутить кубики в пространстве. Это целая вселенная, где можно лепить дома, персонажей, самолёты, ковры и даже морковку в стиле стимпанк. Но с чего вообще начать, куда идти, где учиться? Интернет предлагает тысячу вариантов, но когда ты новичок, всё это звучит как: «Идите туда, не зная куда, смотрите это, не зная зачем». Сегодня разложим по полочкам, где реально можно научиться 3D — с примерами, направлениями и живыми словами. Не каталог, а человеческий обзор.
Не бойтесь начать с нуля
Многие думают, что в 3D надо сразу родиться с гением художника, дипломом инженера и терпением монаха. На деле всё проще. 3D-моделирование — это ремесло. Да, творческое. Да, требует вкуса. Но всё это приходит. Главное — начать. И лучше начать не с попыток сразу замоделить Боинга, а с кубиков, простых форм и базовых уроков, где объясняют, что такое меш и зачем вообще нужен UV. Если вы только начинаете — не переживайте. Все крутые специалисты когда-то не знали, как поставить лампу в сцену. Главное — не перескакивайте. Иначе можно сгореть, бросить и потом полгода вспоминать это как страшный сон.Как выбрать направление
В 3D есть много дорог: моделирование для игр, для фильмов, визуализация интерьеров, архитектура, персонажи, техника, скульптинг, анимация, шейдинг — в общем, поле не вспахано. Сначала лучше определиться хотя бы примерно: вы больше хотите лепить красивости для визуализации или делать игровых героев с мечами и рюкзаками? Потому что подход и программы будут отличаться. Тем не менее, на старте можно попробовать понемногу из разных областей. Так вы поймёте, где кайф. А потом уже копать глубже. Но если вы сразу решите — «Я хочу делать мебель для визуализаций» — это вообще супер, потому что можно сразу искать курсы и материалы по этой теме, не теряя времени на лишнее.Онлайн-курсы: от «кубик» до «портфолио»
Онлайн-курсы — это современная альтернатива академиям, только без комендантского часа и с возможностью учиться в трусах. Вариантов много, и у каждого свои плюсы, минусы и особенности подачи. Вот несколько направлений, которые стоит рассмотреть.Крупные обучающие платформы
Это те ребята, у которых всё по расписанию: уроки, домашки, менторы, чат, финальный проект, даже дипломчик.- XYZ School — мощные программы, особенно по персонажке и геймдеву. Любят сложные темы, серьёзную подачу и не церемонятся.
- SkillsUp — акцент на художников, включая 3D. Качественные преподаватели, с уклоном в профессию.
- CG Lab — сдвоенный подход: технически грамотно и с вкусом. Особенно хороши их курсы по Blender.
- Contented — тут не только 3D, но и в целом дизайн, визуалка. Есть курсы по моделированию для новичков.
- GeekBrains / Нетология — подойдут тем, кто хочет «структурно, с кураторами, с резюме в конце». Подход больше академический.
Авторские курсы
Это когда один человек — профи в своём деле — ведёт курс на платформе или сам по себе. Тут может быть душевнее, но и многое зависит от личности преподавателя. Ищите по YouTube, по Телеграму, по форумам. Часто самые вкусные курсы живут вне крупных платформ.Англоязычные платформы
Если английский хотя бы на уровне «понимаю, когда говорят медленно», вам открывается куча отличных ресурсов.- Udemy — огромный выбор, но качество прыгает. Надо читать отзывы и смотреть демо.
- Domestika — яркие, визуально сильные курсы. Не всегда суперглубоко, но кайфово.
- CGMA — дороговато, но это почти университет. Там учат как профи. Много голливудских художников.
- Gnomon Workshop — олдскул, но мощно. Видео от ведущих специалистов из кино и гейминга.
Бесплатные ресурсы: не хуже платных
Если вы сейчас на таком этапе, где 5000 рублей за курс — это как отпуск в Барселоне, не переживайте. В интернете полно отличных бесплатных ресурсов, на которых можно учиться хоть до пенсии.YouTube-каналы (русские)
- Blender 3D от Алексея Сухарева — пошагово, чётко, без лишней воды.
- Ковалева CG — классные объяснения по визуализациям, особенно для интерьерщиков.
- Артем Славин — подробно разбирает модели, шейдинг, материалы.
- Polygon Blog — чуть более хардкорный, но много полезной техники.
YouTube-каналы (английские)
- CG Geek — крутые туториалы, особенно по Blender.
- Grant Abbitt — объясняет всё, даже если вы только вчера установили Blender.
- Daniel Krafft — делает забавные и понятные сцены, которые легко повторить.
- FlipNormals — больше разговоров, но часто о том, о чём не говорят другие (психология, фриланс, карьера).
Бесплатные библиотеки
- BlenderNation — каждый день выкладывают туториалы, новости и ресурсы.
- Sketchfab — библиотека моделей, можно смотреть, изучать, заимствовать стили.
Что важно не упустить в обучении
Многие начинают с моделирования, потом переходят в текстуринг, потом учат рендер, потом понимают, что у них всё плоско, и начинают изучать освещение. Логично? Более-менее. Но лучше изначально смотреть шире. Даже если вы моделите только стулья — нужно понимать, как они будут рендериться, как ложится свет, как подбирать текстуры. Поэтому:- Учитесь видеть. Смотреть на референсы — это не просто «о, красиво», а «ага, тут мягкое освещение, а вот тут интересный угол».
- Учитесь технически грамотно. Топология, UV, оптимизация — это не занудство, это ваша будущая свобода.
- Учитесь собирать сцены. Композиция решает. Даже гениальная модель, поставленная абы как, будет смотреться уныло.
- Учитесь финализировать. Если вы не умеете доводить до результата, всё будет оставаться «в процессе». А заказчики такое не любят.
Как не перегореть
Обучение 3D — это марафон. На старте всё кажется прикольным: «Вау, я слепил коробку! Вау, я сделал пиксельный дом!» Потом начинается: «Почему всё серое? Почему рендер идёт два часа? Почему текстура прыгает?» Усталость, перегруз, сравнение с другими — всё это может сжечь интерес. Чтобы не сгореть, делайте так:- Давайте себе отдых. Без чувства вины.
- Делайте что-то для себя, не только по уроку.
- Не сравнивайте себя с профи, которые 10 лет этим занимаются.
- Периодически пересматривайте, что вы уже умеете. Это вдохновляет.
- Делитесь работами. Даже если они не идеальные.
Для тех, кто хочет вырасти в профи
Когда вы уже на более уверенном уровне, стоит идти дальше. Не просто делать сцены по урокам, а пробовать свои. Писать кейсы, собирать портфолио, искать обратную связь. Очень помогает:- Участвовать в челленджах на ArtStation или в соцсетях.
- Делать коллаборации с другими художниками.
- Постить прогресс, не бояться критики.