Вы когда-нибудь пытались объяснить дизайнеру, что вы хотите «что-то красивое, чтобы вау было», а потом удивлялись, почему на выходе получилось «что-то странное, но точно не вау»? Всё потому, что без чёткого технического задания (оно же ТЗ) даже самый талантливый специалист может уйти в художественный отрыв, но не туда, куда надо. Особенно это касается визуализаций — от инфографики до сложных 3D-сцен. Здесь важно заранее договориться о правилах игры. Так что давайте разберёмся, как составить грамотное ТЗ на визуализацию и не попасть в ситуацию «я думал, ты понял, а ты подумал, что я думал».

Что вообще такое визуализация и зачем ей ТЗ

Визуализация — это, по сути, способ показать информацию или идею так, чтобы она не просто была, а была понятна, приятна глазу и цепляла. Это может быть график, схема, 3D-модель или даже целый анимационный ролик. И вот тут начинается самое интересное: чем больше у визуализации художественной составляющей, тем больше шансов, что дизайнер и заказчик разойдутся в понимании того, что значит «красиво». Поэтому без технического задания никак. ТЗ — это не просто бумажка для галочки, а живой документ, который помогает сэкономить кучу времени, нервов и денег. Это как карта для путешествия. Без неё можно, конечно, куда-то прийти, но, скорее всего, не туда, куда вы хотели.

Кто пишет ТЗ и кому оно адресовано

Частый вопрос: кто вообще должен это делать? Вариантов два. Либо вы, как заказчик, берёте ответственность на себя и пишете всё сами, либо подключается продюсер/менеджер/арт-директор, который умеет общаться на двух языках — человеческом и дизайнерском. В любом случае, финальная версия должна быть понятна тому, кто будет делать визуализацию. Не юристу. Не маркетологу. А тому самому человеку, который сидит с графическим планшетом или в Blender’e, и старается понять, чего от него хотят.

Что должно быть в хорошем ТЗ

Теперь давайте по пунктам, что должно быть в ТЗ, чтобы оно не только было, но и работало. Это не жёсткие правила, а скорее каркас, который можно подогнать под конкретный случай. Главное — не забыть о главном.

Цель проекта

Начнём с самого простого. Что вы хотите этим показать? Зачем вообще вся эта визуализация? Это может быть:
  • Представить данные в наглядной форме.
  • Убедить кого-то в чём-то.
  • Повысить вовлечённость аудитории.
  • Объяснить сложную тему простыми средствами.
Не стесняйтесь писать это прямо и без витиеватых формулировок. «Хочу, чтобы пользователи поняли, что наш продукт — огонь, а конкуренты — так себе» — это уже хорошее начало.

Где это будет использоваться

Визуализация для презентации на большом экране — это одно. Для Instagram — совсем другое. А для лендинга — третье. Обязательно укажите, где будет использоваться итог. От этого зависит всё: от пропорций до цветовой палитры. И формат — тоже. PDF, PNG, WebGL, 16:9, вертикально — всё это надо прописать.

Кто ваша аудитория

Показываем вы это топ-менеджерам, школьникам, дизайнерам или бабушке с внуком? У каждого своя «планка понимания», и визуализация должна на неё попадать. Не перегружать, но и не быть слишком простой. Если это, скажем, технический процесс, не надо объяснять, что такое API разработчику. Но если вы делаете слайд для клиента, лучше не писать «рендерится в real-time через ray tracing» — он всё равно скажет «что?».

Стиль и примеры

Вот тут начинается магия. Потому что стиль — это больная тема. Одному нравится «минимализм в духе Apple», другому — «чтобы было как у Tesla, только в зелёных тонах». Без примеров тут не обойтись. Приложите 3–5 картинок, которые «примерно в духе того, что хочется». И не забудьте добавить 1–2, как делать точно не надо. Иногда это даже полезнее. Также можно упомянуть:
  • Цветовую палитру (если есть фирменный стиль).
  • Шрифты (если есть ограничения).
  • Уровень детализации (максимум деталей или «в духе пиктограммки на кнопке»).

Контент: что именно визуализируем

Самый сухой, но важный блок. Что именно нужно показать? Если это данные — приложите таблицу. Если схема — опишите элементы. Если 3D-сцена — дайте чертежи или хотя бы от руки набросок. Чем подробнее, тем лучше. Особенно если вы хотите, чтобы потом не переделывали восемь раз подряд. Тут же хорошо бы добавить текст, который будет использоваться. Если он уже есть — прикрепите. Если будет позже — напишите хотя бы пример. Не «тут будет какой-то текст», а «например: “Производительность выросла на 70%”».

Анимация или статика

Если вы хотите, чтобы элементы двигались, обязательно напишите это сразу. Анимация — это не просто «сделать красивее». Это дополнительные часы работы и технические требования. То же самое касается интерактива. Планируете использовать визуализацию на сайте с возможностью крутить-вертеть? Уточните. Это сильно влияет на подход к проекту.

Сроки

Вы удивитесь, но самый частый ответ на вопрос «Когда нужно?» — это «Ну… как можно скорее». А это вообще ни о чём. Скажите прямо: «Нужно к следующей пятнице, потому что в понедельник презентация». Или: «Есть время до конца месяца, зато хочется, чтобы было прям шедевр». Всё просто: чёткие сроки — меньше сюрпризов.

Что нельзя менять

Иногда есть вещи, которые менять нельзя ни при каких обстоятельствах. Фирменные цвета, логотип, шрифт, расположение элементов — всё это нужно указать. Иначе дизайнер может пойти в творческий заплыв и «улучшить» то, что менять было нельзя.

Кто принимает работу

Это должен быть один человек. Один. Не «мы с коллегами посмотрим», не «я, а потом ещё Иван, Ольга и, может, директор подключится». Уточните, кто принимает решение. Иначе можно застрять в бесконечных «а нам тут сказали чуть поправить» на два месяца.

Частые ошибки при составлении ТЗ

Теперь немного про то, как делать не надо. Учитесь на чужих ошибках, не повторяйте этих фейлов.
  • Писать ТЗ на полстранички с фразой «Ну, там всё понятно».
  • Менять цели проекта в процессе, не переписывая ТЗ.
  • Не согласовывать формат заранее.
  • Давать разрозненные правки от трёх разных людей.
  • Сказать «давайте начнём, потом разберёмся».
Каждая из этих ошибок — потенциальный билет в «ад бесконечных правок».

Как проверить, что ТЗ хорошее

Есть один простой способ: дайте прочитать документ человеку, который не в теме. Если он понял, о чём речь, значит, дизайнер тоже поймёт. Если же вы видите в глазах читателя панику, то и исполнителю будет не легче. Хорошее ТЗ — это такое, после которого у исполнителя не остаётся 148 вопросов. Один-два — норм. Больше — значит, где-то недосказали.

Шаблон для самых занятых

Если вам лень каждый раз писать всё с нуля, вот скелет, который можно копировать, вставлять и заполнять по мере надобности:
  1. Название проекта.
  2. Цель визуализации.
  3. Аудитория.
  4. Где будет использоваться.
  5. Форматы и размеры.
  6. Требования к стилю (примеры, палитра, шрифты).
  7. Что визуализируем (таблицы, текст, чертежи).
  8. Есть ли анимация или интерактив.
  9. Что нельзя менять.
  10. Сроки.
  11. Кто утверждает результат.
И всё — у вас уже приличное ТЗ, с которым можно смело идти к дизайнеру.

Финальные мысли без пафоса

Техническое задание — это не формальность и не лишняя бумажка, а инструмент. Это как хорошая инструкция к мебели из IKEA: можно, конечно, собрать на глаз, но есть риск, что в конце останутся лишние детали и одинокий винт. А потом будет обидно. Сделать ТЗ — это как дать другому человеку карту к вашему видению. Не забудьте указать маршрут, цель и где заправки. И тогда финальная визуализация будет не только «красивая», но ещё и в точку. Так что не ленитесь, садитесь и пишите. А если уж совсем тяжело — хотя бы продиктуйте. Всё лучше, чем потом объяснять, почему «ну тут же должно было быть понятно».