Итак, вы решили ворваться в мир 3D-моделирования и выбрали для этого SketchUp. Отличный выбор — программа простая, понятная, с дружелюбным лицом. Примерно как сосед дядя Коля, который всё время зовёт на шашлыки. Только SketchUp вместо шампуров даёт вам Push/Pull и Line Tool. Если вы хоть раз видели трёхмерную модель домика и подумали: «А не замутить ли мне такое?», то вот оно — время пришло. Сейчас покажу вам, как построить стены и крышу, чтобы это всё не развалилось (пусть и виртуально) и чтобы в процессе у вас не сгорело ни одного нерва.

С чего начинается дом? Конечно, с прямоугольника

В SketchUp всё, как в жизни, начинается с основы. Открываете программу, перед вами чистое пространство и человек для масштаба. Удалять его или нет — дело вкуса. Некоторые считают его талисманом, а другие убирают, чтобы не мешался. Лично я — за свободу. Берёте инструмент «Rectangle» — он же прямоугольник, он же ваш будущий фундамент. Щёлкаете один угол, тянете мышкой, щёлкаете второй угол — готово. В правом нижнем углу можно ввести точные размеры, типа 10000,8000 — и у вас получится прямоугольник 10 на 8 метров. Не забудьте только нажать Enter, иначе будет дом "на глазок", как тесто на оладьи.

Поднимаем стены. Вперёд и вверх

Теперь, когда у вас есть пол, пора строить вертикаль. То есть стены. Для этого есть магическая штука — инструмент Push/Pull. По-русски — толкни/потяни. Смысл в том, что вы «вытаскиваете» стены вверх из плоскости пола. Выбираете этот инструмент, наводите на прямоугольную поверхность, щёлкаете — и тянете мышкой вверх. Как только высота устраивает — отпускаете. Можно ввести точное значение, например, 3000, и получаются стены три метра высотой. Прямо мечта минималиста. Если вы хотите сделать внутреннюю планировку — добавьте линии внутри прямоугольника с помощью Line Tool или инструментом Rectangle. Разделите пространство, как вам нужно. Потом каждую комнату можно поднимать отдельно, или объединить всё в одну коробку и уже потом вырезать отверстия под двери.

Режем дырки, но аккуратно

Да-да, в любом доме есть двери и окна. В 3D-моделировании они называются «проёмы», но не суть. Чтобы вырезать окно, надо нарисовать прямоугольник на стене там, где будет свет. Берёте всё тот же инструмент Rectangle, рисуете прямоугольник, потом снова Push/Pull и вдавливаете его внутрь, пока не появится дырка. Если вы всё сделали правильно — SketchUp сам «пробьёт» стену насквозь. Двери делаются так же. Главное — не проткнуть пол, если у вас в будущем будет фундамент. Если вдруг дырка не получается — проверьте, чтобы всё было в одной плоскости, и чтобы у вас не было двойных стен или групп. SketchUp обижается на такие вещи и начинает капризничать.

Группируй — и будет тебе счастье

Теперь важный момент. Всё, что вы нарисовали, лучше сразу группировать. Выделяете все стены, правый клик, Create Group. Это не просто прихоть. Это нужно, чтобы стены не слипались с другими объектами, когда вы начнёте делать крышу или ставить мебель. Если не сгруппировать, вы потом будете ловить баги и вспоминать все нелитературные слова, которые знаете. Так что не ленитесь — группа сегодня, спокойствие завтра.

Переходим к кровле. Вот где начинается веселье

Крыша — это как прическа у человека. Может быть классная, а может — как будто из ведра. Делать её в SketchUp можно по-разному, и тут всё зависит от вашей фантазии и уровня перфекционизма. Начнём с простой двухскатной крыши. Самый классический вариант.
  1. Рисуете линию по середине короткой стены — это будет конёк крыши.
  2. Поднимаете её вверх инструментом Move. Но не просто тянете, а выбираете точку и тянете по синей оси (вверх), чтобы получился равномерный треугольник.
  3. Теперь у вас есть два ската. Остаётся соединить их линиями, закрыть плоскости — и вуаля, у вас крыша.
Можно использовать инструмент Follow Me, если вы хотите сделать карниз, свес, или вообще что-то необычное. Но это уже уровень «я почти архитектор».

Плоская крыша — если не хотите мучиться

Если вы в душе минималист, или просто не хотите возиться — сделайте плоскую крышу. Просто закройте верхнюю часть здания другим прямоугольником. Быстро, чётко, без драмы. К тому же в плоскую крышу легко вписать террасу, солнечные панели или даже вертолётную площадку (если вы вдруг — Бэтмен).

Крыша из компонентов — как в настоящем доме

Если вы хотите сделать крышу как профессионал, можно использовать готовые компоненты или создать свою крышу из балок. Это сложнее, но выглядит реалистично. Придётся поиграться с элементами, выставлять углы, повторять скаты и так далее. Тут поможет инструмент Rotate и инструмент Move — вы как будто собираете конструктор, но с миллиметровой точностью. Совет: делайте балки и элементы крыши в отдельных группах. Потом их можно будет копировать, отражать и редактировать, не затрагивая всё здание.

Добавьте текстуры — чтобы не было серо

SketchUp по умолчанию делает всё серым. Как погода осенью. Чтобы дом ожил, добавьте материалы. Инструмент Paint Bucket в помощь. Выбираете кирпич, штукатурку, дерево — и мажете стены. Потом крышу — черепицей или шифером. Главное — не мешайте внутри и снаружи, чтобы не получилось, что у вас крыша из паркета, а стены из ковра. Если стандартные текстуры не радуют — можно скачать свои. Поддерживаются картинки, которые натягиваются на поверхность. Главное, не переборщите, чтобы не превратить дом в психоделический сон.

Отделка внутри — не обязательно, но приятно

Если вы уже разошлись и не можете остановиться — сделайте внутреннюю отделку. Разделите пространство на комнаты, добавьте пол, покрасьте стены, поставьте мебель из библиотеки компонентов. Там есть всё — от унитаза до кофемашины. Честное слово. Не забывайте про освещение, про плинтуса, про мелочи. Да, это уже больше похоже на игру в «Симс», но и обучает отлично. А ещё — успокаивает. Особенно, если за окном ремонт, а у вас в SketchUp — идеальный дом.

Как не угробить проект и сохранить нервы

Тут без юмора — сохраняйтесь чаще. SketchUp может зависнуть, вы можете случайно удалить весь дом одним неловким кликом. Сохраняйте версию с каждой важной стадией: 1) фундамент, 2) стены, 3) крыша, 4) декор. Потом можно вернуться, если что-то пошло не так. Не бойтесь делать ошибки. Даже если вы нарисовали крышу вверх ногами — не беда. Удалите и начните заново. Это не бетон. Всё можно исправить. И пожалуйста — не забывайте про горячие клавиши. Они спасают кучу времени. Например:
  • R — прямоугольник.
  • P — Push/Pull.
  • L — линия.
  • M — перемещение.
  • G — создать компонент.
Запомните хотя бы эти. Потом сами не заметите, как станете работать в два раза быстрее.

А если вы загорелись — добро пожаловать в мир 3D

Моделирование в SketchUp — это затягивает. Сначала делаете одну стену, потом крышу, потом гараж, потом террасу, а потом смотрите: у вас уже целый квартал. Если вы почувствовали, что это ваше — изучайте плагины, смотрите туториалы, осваивайте Layout и V-Ray для рендеров. Возможности огромные, и всё начинается с одной стены.

В конце — просто скажу

Создать дом в SketchUp — это не просто пощелкать мышкой. Это маленький шаг к пониманию архитектуры, дизайна, логики пространства. Это кайф, который сложно объяснить словами — когда ты из пустоты делаешь что-то настоящее. Да, виртуальное, но настоящее. Потому что ты это придумал, нарисовал, построил. Руками, головой и капелькой вдохновения. А ещё — всё это без гвоздей, бетона и крика «где моя каска?!». Так что стройте. Стены, крыши, мечты. И пусть ваш первый 3D-дом не будет идеальным — он будет вашим.