
Как сделать понятную модель для клиента без архитектурного образования
Вот ситуация: вы — не архитектор, у вас за плечами не пять лет в университете с макетами, чертежами, AutoCAD и профессорами с замашками Ле Корбюзье. Но вы делаете продукт, проект или систему, которую нужно показать клиенту. А клиент не читает мысли и не живёт у вас в голове. Ему нужна модель. Наглядная. Простая. Чтобы он понял, кивнул и сказал: «Ага, теперь всё ясно, погнали дальше». Вопрос — как это сделать, не имея архитектурного образования? Спойлер: можно. Причём хорошо.
Сейчас разложим всё по полочкам: от «зачем вообще эта модель нужна» до «что делать, если руки трясутся при виде слова “пропорции”». И главное — всё будет на человеческом языке. Без замудрённых терминов, зато с живыми примерами и советами, которые работают.
Что вообще за модель и зачем она нужна
Не спешите представлять макет из пенопласта с миниатюрными человечками и пальмами из зубочисток. Мы говорим про модель в широком смысле — как способ показать, как будет работать или выглядеть ваш продукт, сервис, процесс, система. Это может быть схема, чертёж, презентация, визуализация или даже видео. Главное, чтобы человек по ту сторону экрана или стола понял: «Ага, теперь ясно, о чём речь». Модель помогает:- Объяснить сложное простыми средствами.
- Избежать недопониманий. (Да-да, «я думал, вы имели в виду другое» — классика.)
- Ускорить принятие решений.
- Создать ощущение продуманности. Ведь если вы смогли это изобразить — значит, вы понимаете, как это работает.
Главное правило: делайте не для себя
Это звучит банально, но важно. Вы можете обожать схемы в стиле железнодорожной карты Токио, любить дикие стрелки и суперподробные подписи к каждой детали. Но клиент, скорее всего, нет. Он хочет понять идею, а не разгадать ребус. Поэтому, когда вы делаете модель, забудьте на время про своё внутреннее стремление к инженерной точности. Включайте простоту. У вас задача не построить небоскрёб, а объяснить его логику.Какие бывают модели (и какие подойдут вам)
Понятие «модель» не равно «физический макет». Есть куча способов показать идею. Вот некоторые из них — без боли и диплома архитектора.Нарисованная от руки схема
Звучит по-дилетантски, но часто — работает на ура. Открыли блокнот или планшет, накинули квадратики, стрелочки, пару пометок — и вот уже всё видно. Такой способ особенно хорош, если вы ещё не до конца уверены в структуре — и надо показать «черновик» без обязательств.Ментальные карты
Если ваша модель — это сеть процессов, шагов, ролей — берите какой-нибудь инструмент вроде Miro, MindMeister или даже просто бумагу. Строим иерархию, от центра — к деталям. Главное — не пытайтесь объять необъятное.Простая презентация с визуалами
PowerPoint, Google Slides, Keynote — наш хлеб. Используйте слайды как холст, а не как хранилище текста. Один слайд — одна мысль. Добавили стрелки, иконки, стрелки (да, снова стрелки) — и вот уже работает. Старайтесь, чтобы даже без вашего голоса было ясно, что происходит.Макет в Figma
Если дело касается интерфейсов, приложений или чего-то визуального — лучше, чем Figma, пока не придумали. Там не надо быть дизайнером, чтобы сбацать интерфейс уровня «понятно и не больно». Особенно хорош инструмент, если вы работаете в продукте.Сценарий с картинками
Если сложно показать, как оно устроено, покажите, как оно будет использоваться. Сделайте шаг за шагом: «Вот пользователь нажал сюда. Вот что он увидел. Вот что произошло». Это может быть даже в виде комикса или скриншотов. Не бойтесь быть чуть-чуть театральными — сценарии отлично работают.Не бойтесь быть примитивным (в хорошем смысле)
Чем проще, тем лучше. Модель — это не выставка достижений дизайнерской мысли. Она должна нести смысл. Если можно показать идею тремя квадратиками — не рисуйте 24. Не бойтесь использовать самые базовые формы: круги, стрелки, линии. Это как жесты руками: никто не ждет от вас балетной партии, просто укажите направление. Вот чего точно не стоит делать:- Ставить ради красоты сложные 3D-элементы, если это мешает понять, что к чему.
- Использовать сто разных шрифтов. Один — уже праздник.
- Наполнять модель внутренними терминами, которые понятны только вам и вашей команде.
Краткость не всегда сестра таланта — но чаще всего подруга
Вы наверняка хотите показать, как у вас всё продумано. Что есть нюансы, варианты, альтернативы. Но знаете, что часто пугает клиента? Когда вы показываете слишком много. У него сразу в голове включается: «Я ничего не понял, мне надо подумать». Всё, презентация утонула. Лучше дайте клиенту простую основную модель — а рядом держите детали «на всякий случай». В духе: «Это основная схема. Если интересно — у нас есть ещё несколько разветвлений, могу показать».Как понять, что модель получилась
Есть несколько простых признаков, что вы попали в точку:- Клиент начинает кивать и задавать вопросы, а не просто молчит.
- Он сам начинает «играть» с моделью: уточнять, переставлять, предлагать идеи.
- Он пересказывает вашу модель своим словами — и делает это правильно.
- Она работает без вас. То есть модель понятна даже без голосовых объяснений.
Что делать, если клиент просит «дизайна»?
Вот любимая история: вы делаете всё понятно, просто, по делу — а вам говорят: «А можно как-то… ну посовременнее?» Это значит, что нужно чуть-чуть привести форму в порядок. Не превращать модель в арт-объект, а просто:- Подобрать два спокойных цвета вместо кислотной палитры.
- Убрать хаос в расположении блоков.
- Добавить иконки или иллюстрации, если надо оживить подачу.
- Сделать одинаковые шрифты и отступы.
Примеры, которые вдохновляют
Чтобы не быть голословным, вот несколько идей, которые вы можете легко адаптировать под себя:- Структура сайта в виде дерева: корень — главная страница, ветки — разделы, листья — страницы.
- Процесс доставки как путь посылки с чекпоинтами: от склада до порога клиента.
- Интерфейс будущего приложения в виде скринов, связанных стрелками.
- Инструкция по использованию как комикс с персонажами.
- Модель работы сервиса как метафора — например, кофейня: заказ → приготовление → выдача → обратная связь.