
Лучшая программа для начинающего 3D-моделлера
Когда вы только начинаете погружаться в мир 3D-моделирования, голова может просто взорваться от количества информации. Тут тебе и полигоны, и меши, и текстуры, и нормали (кто вообще решил так это назвать?), а ещё надо выбрать программу. И вот тут начинается настоящее приключение, сродни походу в супермаркет голодным: всё яркое, всё хочется, но потом оказывается, что вы купили устрицы, не умея их открывать. Вот именно для того, чтобы вы не пошли по этому пути, и написана эта статья. Расскажу по-человечески, без заумных слов, но по делу. Поехали.
С чего начинается путь 3D-моделлера
Представьте, что вы решили научиться лепить из пластилина. Но пластилин — цифровой. Ваши руки — это мышка и клавиатура (ну или планшет, если вы хотите почувствовать себя настоящим артистом), а стол — это программа, в которой всё будет происходить. Именно с неё начинается всё веселье. Потому что если стол кривой, руки будут скользить, а результат — радовать разве что кота. Поэтому выбирать софт нужно с умом. Он должен быть понятным, дружелюбным и желательно не стоить как полмашины. И вот здесь на арену выходит несколько достойных кандидатов. Но прежде чем перечислить, давайте определимся — а что вообще нужно начинающему?Какая программа подходит новичку
Вы, скорее всего, хотите просто попробовать: покрутить какие-нибудь кубики, слепить первую кружку или может быть даже создать персонажа, пусть и с глазами в плечах. А значит, вам нужно:- Простой интерфейс, чтобы не искать кнопку «удалить» 15 минут.
- Множество бесплатных уроков. Желательно на русском, но и английский с субтитрами подойдёт.
- Возможность вырасти вместе с программой. Чтобы, когда вы станете крутым, не пришлось начинать с нуля.
- Бесплатность. Или хотя бы вменяемая цена, как за Netflix, а не как за яхту.
Blender — выбор миллионов, и не зря
Blender — это, простите за выражение, зверюга. Эта программа умеет буквально всё: моделирование, скульптинг, анимацию, текстурирование, симуляции, даже видеомонтаж. Если бы Blender был человеком, он бы ещё и гитару на вечеринках брал, и пироги сам пёк. Для новичков он может показаться пугающим. Интерфейс не самый дружелюбный на планете. Но! Стоит провести в нём пару вечеров — и вы начнёте понимать, где что лежит, как добавить объект, как его изогнуть, растянуть, превратить в инопланетянина. А ещё он бесплатный. Совсем. Без «но» и «сейчас демо, потом плати». У Blender открытый исходный код, и за это его любят разработчики и хоббисты по всему миру. Особенно радует огромное сообщество. Задали вопрос — через 3 минуты кто-то с другого конца мира уже скидывает видео, как это сделать. Русских уроков полно, и на YouTube, и на курсах. Есть даже отдельные каналы, где вам всё разжуют с шутками, примерами и понятным языком.Tinkercad — если вы боитесь всего
Вот если Blender кажется вам страшной махиной, можно начать с Tinkercad. Это не совсем «настоящая» программа моделирования, но для первых шагов — самое оно. Работает прямо в браузере, ничего качать не надо. Интерфейс как у конструктора: перетянул кубик, соединил с цилиндром, получил что-то напоминающее кофеварку. Прямо скажем, из Tinkercad шедевров вы не сделаете, но попробовать, понять базовые формы и как они взаимодействуют — отлично. Особенно подходит детям, школьникам и взрослым, у которых паника от слова «интерфейс». Всё просто: перетаскиваем, складываем, радуемся.SketchUp — строительный подход
SketchUp — это как лего для архитекторов. Программа идеально подходит, если вы хотите моделировать дома, комнаты, мебель или прочие штуки, которые стоят, а не бегают. Интерфейс минималистичный, работать приятно. Есть бесплатная онлайн-версия, но она ограничена, поэтому если вам захочется чего-то посложнее — придётся потратиться. Для геймдева и персонажей SketchUp почти бесполезен. Но если вы вдруг поняли, что ваша душа лежит к проектированию интерьеров — может быть, это ваш путь.ZBrushCoreMini — для тех, кто любит лепить
Если вам ближе лепка из глины, а не выстраивание объектов по линейке, попробуйте ZBrushCoreMini. Это урезанная версия большого ZBrush — профессионального софта для цифровой скульптуры. Упрощённый интерфейс, минимум настроек, всё заточено под то, чтобы вы чувствовали себя скульптором. Прямо как в мастерской, только без грязи под ногтями. ZBrushCoreMini бесплатен, но в нём, конечно, нет всех возможностей старшего брата. Всё-таки это игрушка, чтобы попробовать и понять, а не строить карьеры. Но для старта — отличный вариант, особенно если вас тянет в сторону монстров, лиц, рогов и всякой живности.Fusion 360 — для тех, кто хочет точности
Если вы думаете не про мультфильмы и игры, а про детали, станки, точность до миллиметра и инженерные дела, то ваш путь лежит в сторону Fusion 360. Эта программа от Autodesk даёт вам возможность создавать точные модели, разрезы, детали, подгонки. Часто используется в 3D-печати. Для новичка интерфейс может показаться непривычным, но он логичный. Fusion 360 бесплатен для студентов, хоббистов и некоммерческого использования, что делает его весьма привлекательным вариантом. Особенно если вы хотите моделировать корпуса для электроники, запчасти или всякие технические штуки.Почему не Maya, 3ds Max или Cinema 4D?
А вот потому что дорого и сложно. Эти программы отличные, да, они используются в студиях, в кино и на телевидении. Но если вы только начали, платить сотни долларов за лицензию — так себе идея. Плюс, учебных материалов больше под Blender. А с учётом того, что Blender становится всё более популярным даже в профессиональной среде — зачем платить больше?Что выбрать — по-честному
Окей, давайте коротко, как если бы мы стояли у витрины:- Хотите всё и сразу, не боитесь учиться — Blender.
- Боитесь всего и хотите просто попробовать — Tinkercad.
- Мечтаете лепить монстров — ZBrushCoreMini.
- Вас прёт от архитектуры — SketchUp.
- Хотите точности и инженерии — Fusion 360.
Полезные привычки с самого начала
Чтобы не забросить 3D-моделирование через неделю (а это частая история), вот вам несколько советов:- Начинайте с простого. Куб, шар, чайник. Да-да, тот самый чайник.
- Не пытайтесь сразу сделать персонажа для своей игры мечты. Сначала научитесь делать кружку.
- Смотрите короткие уроки. Лучше 5 минут в день, чем два часа раз в месяц.
- Повторяйте за преподавателями. Не просто смотрите, делайте руками.
- Показывайте, что сделали. Даже если это коробка с глазами — вы сделали её!