Вот вы учитесь, моделите, рендерите, делаете первые работы, может, даже уже кому-то визуализацию за «спасибо» или «кофе с круассаном». И тут наступает момент истины: куда податься? В студию, где будет коллектив, руководитель, кофе из офисного автомата и стабильная зарплата? Или во фриланс, где вы сам себе начальник, и тапки — официальный дресс-код? Оба пути вполне рабочие. Но, как всегда, дьявол в деталях. А мы тут собрались, чтобы как раз эти детали пощупать, обсудить, рассмотреть с лупой. Без прикрас, зато по-честному.

Как выглядит работа в студии: изнутри и без фильтров

Работа в студии — это когда у вас есть свой рабочий стул, иногда даже с подушкой. Есть соседи по офису, кто-то хрустит печеньками, кто-то тихо матерится на плохие UV-развёртки. В общем, вы в коллективе. У вас есть начальник, дедлайны, планёрки и общая папка с проектами, где всё строго по порядку (ну, теоретически). Вы приходите в 10, уходите в 19, и каждую пятницу вам говорят: «Да-да, с понедельника будет полегче». Спойлер: не будет. Но зато у вас есть:
  • Стабильность. Заработная плата приходит каждый месяц. Даже если вы неделю сидели, делая только один рендер.
  • Команда. Можно спросить совета, поплакаться, похихикать, сравнить рендеры.
  • Руководство. Кто-то принимает решения за вас, ставит задачи и говорит: «Нормально, утвердили».
  • Обучение. В хорошей студии старшие коллеги помогут, расскажут, покажут.
  • Проекты. Идут потоком. Вам не нужно бегать в поисках заказчиков.
Но, как водится, есть обратная сторона. Придётся слушаться. Не всегда делать то, что нравится. Иногда сидеть допоздна. Иногда делать то, что вообще не хочется. Бывают токсичные коллеги, перегретый кондиционер, клавиатура, в которой завёлся кофе с прошлой зимы.

Жизнь фрилансера: мифы, реальность и много тапок

Теперь фриланс. Это когда вы работаете дома, в кафе, на даче, в любом месте, где есть розетка и терпение. С утра можно не расчесываться, можно работать с котом на коленях. Вы сами выбираете, над чем работаете, когда, сколько и за сколько. Звучит как сказка, да? И да, и нет. Всё зависит от вас. Тут нет «начальника, который заставил». Есть только вы и ваши дедлайны, которые никого, кроме вас, не пугают. Из плюсов:
  • Свобода. Никто не контролирует каждый шаг. Хотите работать ночью — пожалуйста. Хотите — днём. Хотите — вообще в 2 захода.
  • Разнообразие. Вы можете брать проекты, которые интересны, пробовать новое, отказываться от скучного.
  • Доход. Потенциально выше. Нет потолка, кроме вашего времени и нервов.
  • Свой темп. Можно уехать, выключить всё и пару дней просто смотреть в потолок. Или в море.
Но с фрилансом всё, как с йогой: со стороны — красиво, а попробуешь — везде тянет. Что мешает:
  • Нет стабильности. Сегодня проект, завтра — пусто.
  • Нужно уметь себя организовывать. А это сложно. Особенно, когда холодильник рядом.
  • Вы сами ищете клиентов. А это отдельный навык — продавать себя.
  • Сам себе бухгалтер, менеджер, саппорт и, иногда, психотерапевт.

Плюсы студии, о которых не все задумываются

Иногда кажется, что студия — это скучно. Мол, сидишь, как в клетке, и ничего не решаешь. Но есть вещи, которые становятся понятны только спустя время.
  • Рабочий ритм. Вы входите в систему, встаёте в одно и то же время, не превращаетесь в сову без режима.
  • Возможность роста. От младшего визуализатора — до арт-директора. Есть карьерная лестница. Хоть какая-то.
  • Сеть контактов. Архитекторы, дизайнеры, менеджеры — вы с ними работаете, вас видят, вас знают.
  • Качество проектов. Иногда студии берут такие заказы, на которые одному фрилансеру не хватит мощностей.
  • Меньше стрессов с деньгами. Зарплата — это всё-таки спокойствие.
И да, офисная жизнь не всегда ад. Иногда это приколы, пицца, настолки и коллега, который знает идеальный хоткей для Corona.

Что фриланс может дать, чего не даст студия

На фрилансе у вас появляется ощущение, что вы — капитан своей лодки. Сами прокладываете маршрут. Иногда тонете, конечно. Но иногда — ловите ветер.
  • Свобода в выборе клиентов. Не нравится? Не берите. Попробуйте такое в студии.
  • Можно строить свой бренд. Делать портфолио в своём стиле, выбирать проекты, которые отражают ваш вкус.
  • Доход реально может быть выше. Если вы умеете искать клиентов, вести переговоры, не боитесь денег — можно жить очень достойно.
  • Гибкий график. Болели? Уехали? Работайте с пляжа. Или не работайте.
  • Меньше офисной рутины. Никто не заставляет сидеть «просто потому что рабочее время».
Но это всё требует силы воли. Потому что проснуться и начать работать, когда никто не заставляет — это отдельный вид мастерства.

Психология: кто вы по жизни — фрилансер или студийщик

Да, есть такие люди, которым просто противопоказан фриланс. Им надо, чтобы был начальник, который скажет: «Ты молодец». Им нужен коллектив, рутина, чёткие рамки. А есть те, кого коробит от офиса. Кто не выносит планёрок, кого раздражает корпоративная кухня и обязательный смоллток. Вот вам признаки, что студия — ваш путь:
  • Любите стабильность.
  • Хорошо работаете в команде.
  • Терпите повторяющиеся задачи.
  • Нужен наставник, который подскажет.
  • Не любите заниматься продажами и переговорами.
А вот признаки фрилансера:
  • Не любите, когда вам диктуют, что и как делать.
  • Готовы брать на себя ответственность.
  • Нравится управлять своим временем.
  • Умеете концентрироваться без внешнего давления.
  • Не боитесь проб и ошибок.

Деньги: давайте честно

Вот где начинается настоящая математика. Потому что часто люди думают, что «фрилансеры — богачи, у них по 100 тысяч за проект». Или наоборот: «фриланс — это когда ешь макароны без масла и делаешь проекты за отзыв». На деле:
  • Студия даёт фикс. В зависимости от города, уровня и должности — от 50 до 150 тысяч. Иногда премии, иногда бонусы, но редко.
  • Фриланс — как рыбалка. Можете ничего не поймать, а можете — жирного клиента на 300 тысяч.
Если вы только начинаете, студия даст хотя бы минимальную финансовую подушку. А потом, когда вы уверены в своих навыках и ценах — можно пробовать выходить в свободное плавание.

Как понять, что пора уходить из студии

Иногда вы работаете-работаете и вдруг понимаете: «А зачем я здесь?» Всё раздражает. Проекты неинтересные. Денег мало. Вы бы и сам всё сделали — лучше. Это звоночек. Но уходить нужно не на эмоциях, а по плану. Наработайте клиентов. Сделайте себе сайт, портфолио. Подкопите денег. А потом — вперёд. Фриланс не сбежит. Но и не простит легкомыслия.

Гибридный путь — почему бы и нет?

Есть и промежуточный вариант. Работаете в студии — параллельно берёте один-два проекта в месяц на фрилансе. Или наоборот: вы фрилансер, но периодически сотрудничаете с одной студией, как внешний подрядчик. Такой путь хорош тем, что:
  • Держит в тонусе.
  • Дает свободу без риска полной нестабильности.
  • Позволяет пробовать новое и при этом не бояться остаться без заказов.
Особенно хорош вариант, если у вас есть основная работа, но вы хотите протестировать, «ваш ли» фриланс. Делайте по чуть-чуть. Потом станет ясно, куда идти.

И всё-таки, что выбрать?

А вот вам прямого ответа и не будет. Потому что у всех своя жизнь, свои цели и обстоятельства. Кто-то работает в студии и счастлив. Кто-то ушёл на фриланс и расцвёл. А кто-то обратно вернулся в офис, поняв, что ненавидит договариваться с клиентами. Подумайте:
  • Что для вас важнее — свобода или стабильность?
  • Нужна ли вам команда?
  • Как вы справляетесь с самоорганизацией?
  • Хотите ли вы расти как руководитель или как независимый автор?
И самое главное — не бойтесь менять. Сегодня вы в студии. Завтра — фриланс. Потом снова офис, но уже арт-директор. Жизнь длинная. Всё можно попробовать. Главное — не застревать в том, что не радует. Ни ради денег, ни ради удобства. Слушайте себя. И помните: главное — не где вы работаете, а что вы создаёте. Если вы гордитесь результатом — значит, вы на своём месте.